Сайт тысячи и одной ночи
Сайт
ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ

перевод с арабского М. А. Салье





 
   
1001 ночь. Книга тысячи и одной ночи. Арабские сказки
 
 


1001 ночь. Арабские сказки

Книга тысячи и одной ночи


Оглавление

Рассказ о царе Ануширване

 

примечания в квадратных скобках [   ]

 

 

Тысяча и одна ночь. Сказки  
   Рассказывают также, что царь Ануширван [474] показал вид, что болен,  и
послал надежных людей, чтобы обойти края его царства и страны и отыскать
старый кирпич в разрушенном селении, чтобы мог он им полечиться. И  ска-
зал он приближенным, что это прописали ему врачи. И посланные обошли все
страны его царства и всю его землю и вернулись к нему и сказали: "Мы  не
нашли ни разрушенного места, ни старого кирпича". И Ануширван обрадовал-
ся этому и возблагодарил Аллаха и сказал: "Я хотел испытать мою страну и
проверить мое царство и узнать, не осталось ли там разрушенного места, и
благоустроить его. А теперь, раз не осталось в нем места, которое не бы-
ло бы благоустроено, дела царства завершены, и обстоятельства в порядке,
и благоустройство достигло степени совершенной..."
   И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.

   Четыреста шестьдесят пятая ночь

   Когда же настала четыреста шестьдесят пятая ночь, она сказала: "Дошло
до меня, о счастливый царь, что, когда к царю вернулись вельможи и  ска-
зали: "Мы не нашли во всем царстве разрушенного места", - он возблагода-
рил Аллаха и сказал: "Теперь завершены дела в царстве, и все в  порядке,
и достигло благоустройство степени совершенной".
   Знай же, о царь, что эти древние цари помышляли и старались о  благо-
устройстве своей страны лишь потому, что они знали, что чем царство бла-
гоустроенней, тем обильнее достаток подданных, а также потому, что знали
они о том, что сказали ученые и провозгласили мудрецы; а  это  верно,  и
нет в этом сомнения, ибо сказали они: "Вера держится царем, царь держит-
ся войском, войско держится деньгами, а деньги держатся благоустройством
страны, а благоустройство страны держится справедливостью к рабам  Алла-
ха".
   Древние цари не поддерживали никого при несправедливости и не  допус-
кали своих приближенных до преступлений, зная, что подданные  не  станут
долго терпеть притеснения и что страны и  местности  разрушаются,  когда
имеют над ними власть обидчики, и жители их расходятся и убегают в  дру-
гие страны. И возникают в царстве недохватки, и малым становится в стра-
не приход, и очищается казна от денег, и становится печальной жизнь под-
данных. Ибо несправедливых непрестанно проклинают, так что не  наслажда-
ются они властью в своем царстве, и спешат к ним губительные превратнос-
ти.